Горнодобывающая отрасль - одна из базовых отраслей в экономике России. В большинстве своем, развитие горнодобывающей отрасли зависит от технического состояния горнопроходческой техники. Сегодня, проходческие комбайны с полной отдачей эксплуатируют не только в угольных шахтах, но и задействуют при строительстве метро, железных дорог и гидротехнических сооружений. 

Проходческий комбайн осуществляет значительное количество работ. Основное назначение проходческого комбайна заключается в дроблении и разрушении породы, а также ее дальнейшей погрузке и перевозке до места распределения.

Ключевую роль, от которой зависит эффективность деятельности проходческого комбайна играет надежность в работе узлов. Он напрямую оказывает влияние на себестоимость проходки и производительность комбайна, поскольку для замены даже одной детали конструкции придется полностью останавливать комбайн.

Работа горного комбайна возможна только при тщательном и систематическом уходе, своевременном проведении профилактических осмотров и ремонта. Запоздалое выявление неполадки может привести к серьезной аварии на производстве и убыткам.

ООО «Перспективные технологии» разрабатывает и настойчиво внедряет систему технического обслуживания поставляемых заказчикам. Эта система базируется на неуклонном выполнении всех видов планово-предупредительных ремонтов. В основу организации технического обслуживания комбайна положена система планово-предупредительных ремонтов, выполнение которой способствует обеспечению постоянной работоспособности и безопасном состоянии машины, а также снижает расходы на выполнение ремонтов. Система ППР состоит из циклически повторяющихся во времени профилактических работ по осмотру, уходу и надзору с устранением неисправностей, а также ремонтов, частично или полностью восстанавливающих работоспособность комбайна.

Она включает в себя обязательные для выполнения виды работ, таких как:

  • ежесменное техническое обслуживание;
  • ежесуточное техническое обслуживание;
  • еженедельное техническое обслуживание;
  • ежемесячное техническое обслуживание;
  • плановый текущий ремонт.

Периодичность плановых текущих ремонтов – после осуществления эксплуатируемым оборудованием эквивалентной 16000 м3 разрушенной породы. Перечень работ, которые необходимо выполнять при техническом обслуживании и текущих ремонтах, приводятся в инструкциях к эксплуатации.

Руководство работами по техническому обслуживанию осуществляет механик участка, который несет ответственность за проведение всех операций по обслуживанию и качеству их выполнения, в соответствии с рекомендациями, изложенными в 

Руководстве по эксплуатации. Согласно требованиям РЭ, -при работе комбайна машинист обязан вести контроль за исполнительными механизмами с целью сбора сведений об их состоянии для планирования работ по техобслуживанию в ремонтной смене. Для выполнения мелких работ, с целью уплотнения времени по техобслуживанию, необходимо использовать промежутки технологического цикла, когда можно произвести безопасное устранение неисправностей и контроль состояния исполнительных механизмов без ущерба для технологического цикла. 

К этим работам относится проверка:

  • наличия и состояния резцов на коронке;
  • состояния всех резьбовых кроплений;
  • уровень масла в редукторе и рабочей жидкости в гидробаке;
  • состояние кабелей и общего состояния электрооборудования;
  • герметичность гидросистемы, редукторов и системы орошения;
  • состояния шплинтовки цепей, а также их натяжения;
  • натяжения ленты перегружателя;
  • работы форсунок системы орошения.

 
Срок службы комбайна во многом зависит от регулярной смазки его составных частей и качества смазочных материалов.
Несвоевременная смазка или её отсутствие могут привести к преждевременному износу деталей, составных частей и явиться причиной аварийных поломок. Обслуживающий персонал должен знать расположение точек смазки на комбайне и не приступать к работе, но проверив уровень смазки в редукторах и масла в гидробаке гидросистемы. 

Контроль уровня по контрольным пробкам маслоуказателям. Точки смазки указаны на карте смазки. Заливку масла производят с помощью заливного устройства, снабженного фильтром. Заполнение узлов пластичной смазкой производят с помощью шприца, входящего в ЗИП комбайна. Закачку масла в гидробак производят закачной установкой с использованием специального закачного рукава.

Важнейшим показателем, характеризующим эффективность работы проходческих комбайнов в том числе комбайнов, поставляемых ООО «Перспективные Технологии», является надёжность работы узлов. Это напрямую влияет на себестоимость проходки и на производительность комбайна, поскольку для замены элемента конструкции приходится останавливать комбайн. Работа горного комбайна возможна только при тщательном и систематическом уходе, своевременном проведении профилактических осмотров и ремонтов. 

Несвоевременное обнаружение и устранение неполадок может стать причиной аварий. Залогом нормальной работы горнопроходческой техники является хорошее знание устройства и принципа действия сборочных единиц комбайна, элементов электрооборудования и гидросистемы, а также правильная организация планово-предупредительных осмотров и ремонтов в строгом соответствии с Руководством по эксплуатации, разработанном технической службой ООО «Перспективные Технологии»

Событие, заключающееся в нарушении работоспособности машины принято называть и классифицировать отказом. К типовым относятся отказы, характерные для данного типа машин и наиболее часто повторяющиеся. Перечень типовых отказов приводится в технической документации на машину. Отказы классифицируют на конструктивные, технологические и эксплуатационные. Конструктивные отказы связаны с несовершенством конструкции машины и вызваны ошибками при выборе величины и характера нагрузок, неправильным выбором материалов, погрешностями расчетов.

Технологические отказы возникают вследствие нарушения или несовершенства технологии изготовления или ремонта машин.
Эксплуатационные отказы появляются в результате нарушения правил и условий эксплуатации.Специалисты среди основных причин повреждения сборочных единиц и деталей отмечают:

  • несвоевременную замену изношенного режущего инструмента;
  • превышение номинальной загрузки электродвигателей при работе комбайна;
  • несвоевременный контроль за уровнем масла в редукторах и маслобаках системы принудительной смазки и гидросистемы;
  • заправку редукторов и гидросистемы маслом, не соответствующим требованиям карты смазки;
  • некачественную регулировку соосности муфт приводных валов, осевой игры конических подшипников и зацепления конических передач;
  • слабое натяжение гусеничных цепей;
  • ухудшение изоляционных качеств проводов и обмоток вследствие отсыревания и загрязнения;
  • ослабление и нарушение соединений в силовых цепях и цепях управления;
  • неудовлетворительное состояние контактных поверхностей электроаппаратуры управления;
  • повреждение подвижных трубопроводов гидросистемы при взаимных перемещениях сборочных единиц комбайна;
  • настройку предохранительных клапанов на повышенное давление;
  • вращение валов гидронасосов в противоположном направлении;
  • повышенный нагрев вследствие работы с перегрузкой;
  • несвоевременность или отсутствие планово-предупредительных осмотров, технических обслуживаний и ремонтов комбайна.

Изнашивание деталей в узлах и агрегатах проходческого комбайна — это сложный процесс, который связан не только с разрушением поверхностных слоев контактирующих деталей, но и с разрушающими процессами механического и физико-химического характера. При этом продукты разрушения попадают в смазывающую жидкость и изменяют её свойства и состав.

Скорость изнашивания деталей также зависит от конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов. Замедление процесса износа деталей машин может быть достигнуто следующими методами: соответствующим подбором материалов; использованием деталей, изготовленных ковкой и штамповкой; правильным выбором способов механической и термической обработки; соблюдением режимов смазки; защитой сопряжений от вредного влияния внешней среды (пыли, влаги).

В горных машинах чаще всего проявляется совместное действие различных видов износа с последующим разрушением.
Для определения величины износа наиболее распространённым является замер геометрических размеров рабочих поверхностей детали с использованием мерительного инструмента.

Для измерения зазоров в сопряжениях горных машин могут быть использованы щупы, свинцовые пластины, мягкая проволока, индикаторы. Так, величину износа зубчатого зацепления определяют по толщине свинцовой пластины, прокатанной через зацепление. В подвижных соединениях нормальные зазоры находятся в пределах от 0,01 до 0,5 мм. Горные машины имеют высокую стоимость и значительные сроки службы, поэтому их списание не всегда целесообразно после отработки срока, установленного нормативной документацией. В этом случае необходим анализ, который позволяет установить, что эффективнее: ремонт или списание машины. Детали горных машин в зависимости от выполняемых функций разделяют на основные, базовые и вспомогательные.

Основные детали предназначены для передачи мощности или служат опорами нагруженных деталей. Срок их службы обусловлен как изменением размеров и состоянием рабочих поверхностей вследствие износа, так и возникновением, и развитием явлений усталостного характера.

Базовые детали служат для обеспечения точного взаимного расположения основных деталей. Срок их службы обычно определяется сроком службы машины. Детали, относящиеся к вспомогательным, характеризуются большим разнообразием. Они обеспечивают управление машиной, безопасность её обслуживания и способствуют нормальным условиям работы основных деталей. 

В качестве критерия физической долговечности для горных машин может служить срок службы основных базовых или корпусных деталей. Долговечность машин зависит от прочности и износостойкости деталей, качества материала и технологии изготовления, соблюдения правил технической эксплуатации.Показателями ремонтопригодности техники является вероятность восстановления в заданные бюджеты и сроки. Повышение экономической долговечности машин может быть достигнуто за счёт уменьшения эксплуатационных расходов и улучшения качества ремонта.

При эксплуатации горнопроходческой техники запрещается изменять конструкцию узлов комбайна, его электрическую и гидравлическую схемы без согласования с заводом-изготовителем. Запрещается применять в гидросистеме смеси масел или масло, бывшее в употреблении. Нельзя работать при недостаточном уровне масла в гидробаке. Недопустимо работать с поломанными или оторванными резцедержателями коронки, с изношенными или поломанными резцами. К монтажу и эксплуатации комбайна допускаются лица, имеющие удостоверения на право проведения монтажных и наладочных работ. При выполнении операций крепления и затяжки выработки, а также при техобслуживании и ремонте комбайна необходимо заблокировать механическими защелками кнопки «Стоп» с обеих сторон комбайна и повесить на них таблички «Не включать! Работают люди».

Перед обслуживанием, ремонтом или заменой рукавов, гидрозамков и гидроцилиндров исполнительного органа, питателя, гидроопор последние необходимо опустить на почву или надёжно зафиксировать на прочных и устойчивых опорах.
После ремонтных работ, связанных с заменой гидроцилиндров, необходимо произвести несколько полных ходов штока при минимальном давлении с целью удаления воздуха. Штоки должны двигаться плавно.

Работы по обслуживанию электрооборудования должны производиться, как правило, не менее, чем двумя лицами по письменному наряду. Метод ремонта горных машин и электрооборудования определяется количеством однотипного оборудования. Если на горном предприятии имеется хотя бы несколько однотипных машин, то целесообразно применять агрегатно-узловой метод ремонта. Его суть заключается в замене изношенных взаимозаменяемых агрегатов и узлов на заранее отремонтированные из оборотного фонда, что сокращает продолжительность простоя оборудования в ремонте до минимума по времени. Если на предприятии эксплуатируются или проектируются к эксплуатации единичные экземпляры горных машин большой единичной мощности, то для ремонта их применяют индивидуальный метод. 

Также он актуален при отсутствии или недостаточном количестве подменного фонда деталей и сборочных единиц. В процессе такого ремонта снятые детали с машины восстанавливают и вновь устанавливают на эту же машину. Такая организация ремонтных работ отличается большой продолжительностью, обусловленной длительностью ремонта с выполнением разборочно-сборочных, моечных и слесарных операций, а также операций по изготовлению и восстановлению изношенных деталей.
При выполнении ремонта крупного оборудования работы выполняют на специализированных стендах (как стационарных, так и передвижных). 

Крупное оборудование также ремонтируют в полевых условиях непосредственно на месте его работы. При капитальном ремонте оборудование разбирают частично на сборочные единицы и агрегаты, которые при необходимости транспортируют на ремонтное предприятие. После ремонта их возвращают на площадку, где ведут общую сборку оборудования. Техническое обслуживание горных машин и оборудования представляет собой комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Текущий ремонт проводят в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения исправного или работоспособного состояния горной машины и оборудования. 

Текущий ремонт предусматривает частичную разборку, устранение неисправностей, а также замену и восстановление отдельных деталей, сборочных единиц, агрегатов (кроме базовых), обеспечивающих нормальную работу оборудования до очередного планового ремонта.

Текущие ремонты выполняются силами ремонтных бригад цеховых подразделений предприятия с участием эксплуатационного персонала, а в случае производства крупных текущих ремонтов (по графикам, утверждаемым администрацией предприятия) также с привлечением подрядных специализированных организаций. Капитальный ремонт проводят для восстановления неисправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой любых его частей, включая базовые. Выполняют капитальный ремонт в соответствии с техническими условиями и рабочей документацией завода-изготовителя. При капитальном ремонте должны быть восстановлены первоначальные характеристики оборудования: производительность, мощность и др. Капитальные ремонты могут проводиться непрерывно в полном объеме или частями — рассредоточено в течение ремонтного цикла. 

Одновременно с капитальным ремонтом при необходимости осуществляется модернизация оборудования. Это изменение и усовершенствование конструкций (по чертежам завода-изготовителя), направленные на повышение производительности, износостойкости и надёжности, а также на улучшение условий его обслуживания, ремонта и других эксплуатационных качеств. Наладка и ревизия сложного или уникального оборудования выполняется по специальным инструкциям заводов-изготовителей или организаций, разработавших это оборудование, с привлечением в необходимых случаях специализированных наладочных организаций. .
Повышения надежности проходческих комбайнов и их гидравлических приводов, обеспечиваются, при прочих равных условиях, за счет снижения времени ремонтов после отказов. Время восстановления комбайнов в работоспособное состояние после отказов и особенно после внезапных отказов зависит от сложности и времени доставки запасных частей к ремонтируемым комбайнам. 

В случае, если запасные части имеются в местах хранения на проходческих участках или на складах механических мастерских шахт, то не требуются больших затрат времени на доставки к местам ремонтов комбайнов, поэтому и простои оборудования, связанные с ремонтами незначительные. Это позволяет повысить показатели надежности проходческих комбайнов такие как, например, время восстановления, коэффициенты готовности и др. Для обеспечения повышения уровня эксплуатационной надежности комбайнов очень важно определение номенклатуры и количества запасных частей, которые необходимо хранить в доступных местах, обеспечивающих без затруднений доставку и использование при ремонтах проходческих комбайнов избирательного действия и их гидроприводов.Определению номенклатуры и количества запасных частей для ремонтов оборудования посвящено большое число работ. 

ООО «Перспективные Технологии» предлагает на основе данных исследований потока расходования ЗИП для ремонтов по оптимальным объемам и наименованию запасных частей. Наша организация рекомендует результаты исследований по определению объемов и ЗИП горных машин, используемых для проведения горных выработок в объемах поставок запасных частей для производственных объединений. 

Отсутствие системы достаточного учета расхода запасных частей, приводит к недостаточности запаса номенклатуры и количества ЗИП, что обусловливает необоснованно большие убытки из-за простоя оборудования. Вместе с тем в некоторых случаях отмечается, что кроме нехватки ЗИП, которая влияет на простои технологического оборудования и приводит к значительным убыткам, существует и проблема излишнего запаса ЗИП. 

Излишки ЗИП также приводят к значительным убыткам из-за материальных затрат на покупку запасных частей, которые не используются или недостаточно используются при ремонтах и обслуживании проходческих машин.Количественный и номенклатурный состав запасных частей должны отвечать двум основным требованиям. 

Первое требование обеспечивается при достаточности ЗИП, определяющих минимальное время восстановления после отказов, что приводит к повышению коэффициента готовности проходческих комбайнов и исключает простои оборудования из-за отсутствия отдельных типов деталей, подлежащих замене. Во-вторых, исключение накопления не используемых запасных частей, что снижает стоимость на их закупку транспортировку и складское хранение. Так как финансовые и трудовые затраты на реализацию различных количественных и номенклатурных вариантов поставки и хранения запасных частей будет различаться, то возникает вопрос оптимизации (минимизации) затрат с учетом указанных ограничений. Целью эффективной работы является снижение простоев и повышения коэффициентов готовности проходческих комбайнов типа КСП-32(35) при эксплуатации путем оптимизации численного и списочного составов ЗИП, необходимых для их ремонтов. 

Для достижения цели исследования в работе были поставлены задачи:

  • выбрать критерии определения необходимого запаса ЗИП;
  • разработать принципы и последовательность установления потребности в ЗИП;
  • провести экспериментальные исследования по получению данных о затратах времени восстановления агрегатов и узлов гидроприводов проходческих машин типа КСП-32(35);
  • разработать рекомендации для использования электромеханическими службами шахт.

При определении необходимого количества запасных частей, обеспечивающих своевременные ремонты проходческих комбайнов данного типа с минимальными затратами, возможны следующие случаи формирования ЗИП: 

  • только для одного комбайна, эксплуатируемого на шахте;
  • для нескольких комбайнов одного типа, эксплуатируемых на шахте;
  • для большого числа комбайнов одного типа, работающих на группе шахт.

В перечень возимого (непосредственно на комбайне) ЗИП должны быть включены элементы, которые могут быть повреждены во время ремонта или техническом обслуживании, при разборке и сборке узлов, а также могут быть утеряны, например, из-за вибраций при эксплуатации (это различного рода прокладки, болты, шпильки, кронштейны для крепления трубопроводов, винты, гайки и др.). Желательно также, чтобы эти комплекты ЗИП включали также необходимый перечень расходных материалов и быстроизнашиваемых деталей подсистем гидравлических систем проходческих комбайнов, которые могут внезапно отказывать и должны немедленно заменяться в процессе эксплуатации машин. Обеспечение необходимым ЗИПом ведет к снижению простоев и минимизации затрат на восстановление работоспособности проходческих комбайнов, поставляемых ООО «Перспективные Технологии».

Гарант нормальной работы горнопроходческой техники - хорошее знание устройства и принципа действия сборочных единиц комбайна, элементов электрооборудования и гидросистемы, а также грамотная и своевременная организация планово-предупредительных осмотров и ремонта.

Специалисты компании «Перспективные Технологии» производят ремонт проходческих комбайнов на специализированном стенде. В случае серьезной поломки и востребованности капитального ремонта, комбайн разбирают на сборочные единицы и агрегаты, которые при необходимости транспортируют в ремонтный цех. После ремонта детали возвращают на площадку, где проводят общий сбор оборудования.

Модернизация проходческих комбайнов - разработка их конструкций, которые обеспечивают повышение производительности труда в проходческом забое, высокое качество проводимой горной выработки и снижают энергоемкость процесса проведения подготовительных выработок. 

Модернизация проходческого комбайна способствует обеспечению безопасности рабочего персонала в забое при ведении работ, а также увеличению производительности труда за счет механизации и автоматизации процессов проведения и крепления горной выработки.

Модернизированный проходческий комбайн в условиях правильной эксплуатации позволит существенно сократить риск поломок и сроки будущих монтажно-демонтажных и ремонтных работ. Помимо этого, модернизированный проходческий комбайн можно с успехом модифицировать под конкретные условия проводимых горных выработок.

Опытные специалисты компании «Перспективные Технологии» уже многие годы успешно занимаются ремонтом и модернизацией проходческих комбайнов. Если ваш транспорт и оборудование нуждаются в ремонте или модернизации, звоните +7 (3842) 657 915. Работаем по всей России!

 

Вернуться назад